XIV Міжнародна наукова інтернет-конференція ADVANCED TECHNOLOGIES OF SCIENCE AND EDUCATION

Русский English




Научные конференции Наукові конференції

Чжан Бо ОПЕРА ДЖ. МЕЙЕРБЕРА «ГУГЕНОТЫ» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

ЧЖАН  БО преподаватель Таньшаньского университета, выпускник

Одесской государственной музыкальной академии им. А.В. Неждановой

ОПЕРА ДЖ. МЕЙЕРБЕРА «ГУГЕНОТЫ» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

        Актуальность темы работы задана возрастающим интересом к творчеству композитора, составившему апогей развития романтической оперы, что в условиях антиромантических лозунгов прошедшего столетия тормозило сценическую жизнь сочинений Мейербера. Однако эпоха поставангарда, с ее интересом к искусству «ретро», к религиозной сфере в целом, - создала условия для возрождения имени Джакомо Мейербера.         Эпоха Мейербера - это расцвет построссиниевской оперной школы [  , c. 332-333], в которой взаимодействовали тенденции сохранения bel canto, соответствующего им вокального искусства лирических теноров и  проявлениями «оперного реализма» в трактовке голосов, в которых ведущее значение приобрел мужской нефальцетирующий голос, породив  «вердиевские» тенора. Начало им положил французский певец Ж. Дюпре в 1840-е годы, представив публике «баритонально окрашенное» теноровое звучание [ , с. 112-113], которое на новом уровне возрождало традиции французской церковной готики, где партия «тенора», в противоположность дисканту, предназначалась мужскому тембру вообще.

          Музыкальная драма «Гугеноты»  по историческому сюжету из истории религиозных войн во Франции XVI века содержала болезненные касания современных для 1830-х годов явлений: неудавшаяся Реставрация,  активность роялистов, ревнителей уничтоженной Революцией  Галликанской церкви [ ], выступивших против гугенотов в 1572 году и др. Хоровые массивы и балетные сцены восстанавливали колорит доглюковской лирической трагедии, представления которой были «академией нравов» для публики. Гражданский пафос в  выразительности оперного действия в опере «Гугеноты» Мейербера демонстрировался в той противоречивой раздвоенности понимания национального служения, который порожден был романтизмом: Любовь как искупительное мученичество ведущих героев действия - Рауль и Валентина, связанные с противоположными лагерями национального целого. Знаменитая тема любовного дуэта Рауля и Валентины в IV действии в Ges-dur построена на поступенной нисходящей последовательности, которая представляет разновидность темы-сatabasis, образованной из инверсионного варианта Совершенной темы, то есть запечатлевая мелодическую данность темы Покаяния. Показательно то, что она показана в непосредственном «продлении» мелодического потенциала (нисходящая поступенная последовательность)  темы Хорала Гугенотов, образующей тему-лейтмотив композиции.

      В опере теноровая партия главного героя - Рауля - выделяется тембральным противоположностью его компактной массе мужских хоров, характеризующих лагерь сторонников королевского двора. На тембральном уровне басовых противостояний решена характеристика лидеров католиков и протестантов: граф Невер (бас), Сен-Бри (бас) - и оруженосец Марсель (бас). Именно указанные персонажи определяют главную линию гражданского столкновения, на которую накладываются тембры главных персонажей, Рауля (тенор) и Валентины (сопрано), демонстрирующих романтическое   «несмешение» их личностных позиций с поведенческой идеей лидеров противостоящих лагерей, Сен-Бри, отца Валентины, и Марселя, оруженосца и духовного наставника Рауля.

             В паре музыкальных характеристик главных персонажей,  Рауля и Валентины, смыслово-ведущим драматическим звеном оказывается сопрано Валентины, участницы главных конфликтных сцен оперы. И хотя  количественная нагрузка ее партии соотносима с объемом партии Рауля, драматический размах сценических положений, связанных с ее характеристикой, превышает интенсивностью проявления ее партнера Рауля. В этом плане Мейербер продолжает традиции россиниевской эпохи, в которой ведущее положение занимали женские партии с певческим диапазоном, соотносимым с объемом вокала героических мужских партий старой оперы, исполнявшихся в итальянском варианте кастратами или фальцетистами, а во французской опере тенорами. И в сюжетном плане жертвенный акт Валентины, любимицы Королевы и переходящей на сторону обреченных на гибель гугенотов, становится этически более ярким и поведенчески активным, чем стоическая верность Рауля и Марселя, не отступающих от своих единоверцев в беде. 

       Тембральный состав характеристики главных действующих лиц оперы поляризует активно действующих героев, представленных басами и сопрано (Маргарита, Валентина); «ведомыми» оказываются - тенор (Рауль) и меццо-сопрано (Урбан). Мужские хоры образуют установочный тип звучаний, а также отмечают кульминационные взлеты в действии (см. хор Солдат-гугенотов, № 13 в ІІІ д., хор заговорщиков № 23 в IV д.). Ведь идея религиозной войны, которая составила исторически-сюжетную основу оперы, ориентировала на активное привлечение средств церковной - Галликанской-католической - хоровой музыки. Так вокально-тембральными средствами в опере Мейербера воспроизведен звуковой колорит французского искусства XVI века, сращенного с церковной традицией.

Литература:

1 Галликанизм //Христианство. Энциклопедический словарь в трех томах. Т. 1. - М., 1993. - 398-399 с.

3 Стахевич А. Искусство bel canto в итальянской опере XVII-XVIII веков. -  Харьков, 2000. -  305 с.

4 Хохловкина А. Западноевропейская опера. Конец XVIII - первая половина ХІХ века. Очерки. - М.: Гос.муз.издат., 1962. - 368 с.  «Аврора» Рос. - с. 250.


Залиште коментар!

Дозволено використання тегів:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <em> <i> <strike> <strong>