XIV Міжнародна наукова інтернет-конференція ADVANCED TECHNOLOGIES OF SCIENCE AND EDUCATION

Русский English




Научные конференции Наукові конференції

Доценко Е.Ю. РОМАН-КОНЦЕПТ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

Доценко Е.Ю.

Запорожский национальный университет

РОМАН-КОНЦЕПТ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

Последний роман Э.М. Ремарка «Земля обетованная», вышедший уже после смерти автора в 1971 году, можно рассматривать как итоговое произведение всего творчества автора, т.е. как отдельное самостоятельное произведение с новой сюжетной линией, но с узнаваемыми по предыдущим романам автора персонажами и событиями, как  последнее слово о теме, волновавшей Ремарка на протяжении всей его творческой жизни и, по сути, явившейся его жизнью - об эмиграции. Начав заниматься темой эмигрантов, уже живя  в Нью-Йорке, автор преследовал цели личного характера, ещё не зная, получится ли что-то пригодное для печати: основной целью была переработка личного негативного опыта из недавно болезненно закончившихся отношений с женщиной. Через почти что 15 лет, когда из данных записей возник тот труд, который знаком нам в виде двух романов («Земля обетованная» и «Тени в раю»), речь, конечно же, уже шла о чём-то гораздо большем. И скорее всего, для Ремарка данный труд был концептуально важен не только потому, что к этому роману ещё при жизни автор подготовил, по некоторым данным шесть вариантов, а ещё и потому, что именно в нём, в отличии от всех своих предыдущих романов так называемого «эмигрантского цикла», тема эмиграции является лейтмотивом, а все события и персонажи, причём известные или явно узнаваемые, как уже выше было сказано, из предыдущих романов, средствами художественной выразительности для усиления и центрации основной темы. В предыдущих же романах эмиграция была лишь фоном событий, естественно, и их причиной, потому, что без неё не было бы событий, как таковых. Поэтому последний роман Ремарка «Земля обетованная» мы можем рассматривать как роман-концепт или же, как явление в творчестве Ремарка, носящее концептуальный характер, так как многие признаки, присущие понятию концепта присутствуют в данном произведении. Что же такое концепт? В латыни форма conceptus - пассивное причастие и интерпретируется как ‘зачатый'. Например: pereat dies in qua natus sum et nox in qua dictum est conceptus est homo «Погибни день, когда я был рожден, и ночь, в которую сказано: зачался человек» (Vulgata, Job) [1]. Данное определение, являясь, по сути, всего лишь переводом слова с латыни, сугубо лингвистически даёт нам всё же  представление о том, что концепт является изначально отправной точкой для чего-либо. Концепт определяется и « как мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределённое множество предметов одного и того же рода» [2, 269] или же как «сгусток культурной среды в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек - рядовой, обычный человек, не "творец культурных ценностей" - сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на неё» [3,40]. Концептуализация того или иного явления, предполагает сведение всех его многообразных проявлений к являющейся в них часто весьма несхожим образом сущности. Концепту требуется не просто проблема, ради которой он реорганизует или заменяет прежние концепты, но целый перекресток проблем, где он соединяется с другими, сосуществующими концептами. Эмиграция является в нашем случае данной проблемой и здесь мы можем отметить не только соединение с сосуществующими концептами, но и проникновение в них и изменение в какой-то мере и их сущности. Каждый концепт отсылает к другим концептам - не только в своей истории, но и в своем становлении и в своих нынешних соединениях. «В каждом концепте есть составляющие, которые в свою очередь могут быть взяты в качестве концептов для других концептов. Для концепта характерно то, что составляющие делаются в нем неразделимыми; различные, разнородные и вместе с тем неотделимые одна от другой - таков статус составляющих, которым и определяется консистенция концепта, его эндоконсистенция» [4,30]. Дело в том, что каждая отличная от других составляющая частично перекрывается какой-то другой, имеет с нею зону соседства, порог неразличимости. Каждый концепт должен, следовательно, рассматриваться как точка совпадения, сгущения и скопления своих составляющих. Концептуальная точка постоянно пробегает по составляющим, движется в них вверх и вниз. В этом смысле каждая составляющая есть «интенсивный признак, интенсивная ордината, которая должна пониматься не как общее или частное, а просто как чисто единичное - "такой-то" возможный мир, "такое-то" лицо, "такие-то" слова, - которое становится частным или общим в зависимости от того, связывают ли с ним переменные величины или приписывают ему константную функцию» [4,31].

Литература:

1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. - М., 1976.

2. Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. проф. В.П.Нерознака. - М.: Academia. - 1997. - 320 с.

3. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1997. - 824 с.

4. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? Перевод с французского С.Н. Зенкина - «Институт экспериментальной социологии», М.; СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 1998. - 288с.

  

  


Залиште коментар!

Дозволено використання тегів:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <em> <i> <strike> <strong>