XIV Міжнародна наукова інтернет-конференція ADVANCED TECHNOLOGIES OF SCIENCE AND EDUCATION

Русский English




Научные конференции Наукові конференції

Елизаров А. В. ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА СЦЕНИЧЕСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ

Елизаров Александр Вадимович

Севастопольский Академический Театр Танца

ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА СЦЕНИЧЕСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ

В последние годы проблема утраты понимания произведений искусства зрителем в отношении театра обрела особую остроту, что связано с повсеместным утверждением новой - медийной  - реальности. Следствием адаптации к ней является клиповое сознание современного зрителя,  удовлетворение которому приносит палитра впечатлений, а не глубина содержания. В этих условиях обеспечить воздействие театрального искусства на зрителя становится возможным только с учетом теоретически обоснованных и эмпирически выверенных детерминант художественного восприятия.

Согласно емкому определению Ю. Б. Борева, художественное восприятие следует рассматривать как завершающее звено художественной коммуникации [2, 437]. В своей сущности это не пассивный, созерцательный акт, а познавательный процесс - активный, динамический, творческий, как характеризует его Р. Арнхейм.  Цитируя названного автора, можно утверждать: «Восприятие не является механическим регистрированием сенсорных элементов, оно оказывается поистине творческой способностью мгновенного схватывания действительности, способностью образной, проницательной, изобретательной и прекрасной» [1, 48].  Мнение об активном творческом характере восприятия произведения искусства, создающем художественные образы в индивидуальном сознании, следует признать непротиворечивым в психологии искусства, что подтверждают экспериментальные исследования западных гештальтпсихологов и представителей отечественной школы психологии.

В качестве основных факторов, обусловливающих восприятие зрителем произведения искусства (в том числе хореографического), можно выделить уникальный личный опыт зрителя,  его рецепционную установку, заданную степенью известности, названием, жанром и стилевыми особенностями произведения, а также диалектически соотносящуюся с рецепционной установкой индивидуальную зрительскую позицию (по степени независимости, непредвзятости восприятия).

Поскольку выделенные детерминанты художественного восприятия являются индивидуально-личностными  психологическими образованиями, следует признать справедливость утверждения современного театрального режиссера и теоретика искусства театра А. Гребенкина о том, что современное театральное искусство многолико, разнообразно и часто сложно для восприятия неподготовленного зрителя [3, 1]. «В театральной практике, - как отмечает названный автор, - даже прижился термин «свой зритель». Помимо прочих составляющих это понятие несет в себе и тот смысл, который связан с определенным знанием языка данного театра и данного направления театрального искусства. Каждое поколение зрителей должно пройти некую театральную школу, чтобы стать равноправным участником процесса рождения спектакля, в котором каждый раз участвуют две стороны: актеры и зрители, которые их понимают, или сопереживают вместе с ними. Не всякий зритель способен адекватно воспринимать сложный язык театра. Не всякий режиссер и актеры способны создать внятное произведение искусства. Для взаимопонимания и сопереживания необходима некая обоюдная грамотность» [3, 2].

Придерживаясь представленной выше теоретической позиции, следует обосновать ее справедливость в отношении восприятия произведений современного искусства сценической хореографии.

Рассматривая вопрос о наслаждении искусством в результате его восприятия, Ю. Б. Бореев связывает этот эффект с преодолением условности искусства, сличением художественного с реальным, узнаванием реальности в условном: «Труд реципиента по осмыслению художественного текста - один из факторов эстетического наслаждения» [2, 449]. Однако в отношении хореографического спектакля эстетическое наслаждение от восприятия сценического действа является более сложным - двухуровневым. Первый уровень можно условно назвать наслаждение формой (музыкой, пластикой, костюмами, единство которых составляет форму хореографического спектакля), второй - наслаждение содержанием. Получение зрителем наслаждения лишь первого уровня можно признать упрощенным восприятием хореографического спектакля. Работа сознания зрителя по осмыслению художественного текста на лексике танца и ее адекватное коммуницируемым смыслам эмоциональное сопровождение - сопереживание - обеспечивает подлинную глубину восприятия хореографической постановки.

С опорой на данные теоретическое положения было предпринято эмпирическое исследование особенностей художественного восприятия хореографического спектакля «Notre Dame de Paris» зрительской аудиторией Севастопольского академического театра танца.

В ходе исследования проверялась гипотеза, согласно которой более глубокое художественное восприятие хореографического спектакля свойственно зрителю с богатым личностным опытом и четкой рецепционной установкой на восприятие шедевра мировой художественной литературы, интерпретированного на лексике сценической хореографии.

Исследованием было охвачено 200 зрителей в возрасте от 15 до 60 лет. Процедура исследования предполагала экспресс-опрос каждого зрителя непосредственно после просмотра хореографического спектакля. В ходе опроса, проводимого методом интервьюирования, каждому респонденту предлагалось по десятибалльной шкале оценить эстетическое удовольствие от просмотра (где минимальное количество баллов соответствует минимальному удовольствию, а максимально возможное количество баллов - 10 - максимальному удовольствию) и аналогичным образом оценить в баллах степень личного сопереживания происходящему на сцене. Зафиксированные с помощью диктофона ответы всех респондентов были затем сгруппированы в зависимости от возраста опрошенных зрителей.  По каждой из трех возрастных групп были вычислены средние баллы.

Эмпирическое исследование, проведенное на базе Севастопольского академического театра танца, подтвердило, что для обеспечения глубокого полноценного восприятия хореографического спектакля необходима целенаправленная работа по повышению уровня зрительской культуры (в частности, у молодежной аудитории), с одной стороны, и поиск более эффективных средств художественной коммуникации со зрителем, способных катализировать процессы интеллектуальной и эмоциональной рефлексии на произведение у зрительской аудитории, с другой стороны.

В связи с этим, цитируя Ю. Г. Клименко: «задача каждого актера - донести эмоцию до зрителя и вызвать в нем ответную эмоцию того же качества, то есть пробудить механизм эмоционального резонанса, что наряду с игрой станет основанием со-творчества» [8, 528]. Здесь должен действовать причинно-следственный закон «кремня и кресала»: «эмоция приходит извне и служит источником чувства; так готовая угаснуть искра способна разжечь большое пламя, если костер уже сложен; но чувство не возникает, если зародыш переживания не подготовлен событиями в жизни зрителя» [8, 529].

Перспективы дальнейших исследований предполагают дальнейший сбор эмпирических данных об особенностях восприятия произведений сценической хореографии современной зрительской аудиторией и их теоретическое обобщение на пути к повышению эффективности художественной коммуникации между театром танца и зрителем.

Литература:

•1.     Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст] /  пер. с англ. ; ред. В. П. Шестаков. - Благовещенск : Благовещенский гуманитарный колледж, 1999. - 393 с. - (тираж). - ISBN: 5-80157-167-1.

•2.     Борев, Ю. Б. Эстетика: учебник [Текст]  / Ю. Б. Борев. - М. : Высшая школа, 2002. - 511 с. - (тираж). - ISBN: 5-06-004105-0.

•3.     Гребенкин, А. Язык театра : лекция для студентов режиссерского факультета [Электронный ресурс (электрон. текст. дан.)] /   А. Гребенкин. -  Режим доступа: URL: http://www.theater111.ru/science14.php#_top -   Загл. с экрана.

•4.     Донова, Д. А. Искусство театра и культура зрителя: пути к диалогу [Текст] / Д. А. Донова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2007. - №8. - С. 146-150. - (тираж). - ISSN: 1994-2796.

•5.     Донова, Д. А. Театр и зритель: стратегические основы взаимоотношений :  автореферат дис.... кандидата искусствоведения : 17.00.01 / Донова Дарья Александровна; Рос. акад. театр. Искусства. - М. : ГИТИС, 2007. - 29 с. - (тираж). - ISBN отсутствует.

•6.     Евреинов Н. Н. Театротерапия [Текст] / Н. Н. Евреинов // Жизнь искусства. - 1920. - № 578-579. - С. 3-15. - (тираж). - ISSN отсутствует.

•7.     Зинченко, В. П. Продуктивное восприятие [Текст] / В. П. Зинченко  // Вопросы психологии. - 1971. - № 6. - С.38-52.

•8.     Клименко, Ю. Г.  Театр как практическая психология [Текст] / Психология процессов художественного творчества : сборник / сост. К. В. Сельченок. - Мн. : Харвест, 2003. - 750, [1] с. - (тираж). - ISBN: 985-13-0966-4.

•9.     Кривцун, О. А. Эстетика : учебник [Текст] / О. А. Кривцун. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 434 с. - (тираж). - ISBN: 5-7567-0210-5.

•10. Товстоногов, Г. А. Зеркало сцены. Книга 1 : О профессии режиссера [Текст] / Сост. Ю. С. Рыбаков; предисловие К. Рудницкого. - Л. : Искусство, 1980. - 303 с. : ил. - (тираж). - ISBN отсутствует.

 

Е-mail: vashdipmaster@rambler.ru


Залиште коментар!

Дозволено використання тегів:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <em> <i> <strike> <strong>