Подпишитесь на рассылки о научных публикациях
канд. филос. наук, доцент Колычева Т.В.
Украинская государственная академия железнодорожного транспорта, кафедра философии и социологии
ЭТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ: ПРИБЛИЖЕНИЕ К ИСТИНЕ
Как известно, в современном мире использование этических принципов является неотъемлемой частью науки. Однако этика науки сама по себе не в состоянии дать научному сообществу ориентиры, позволяющие придерживаться правильного направления в познании, так как сама существенно зависит от социально-экономических, политических, идеологических факторов. Другими словами, возникает вопрос о том, можно ли рассматривать этику науки как относительно самостоятельное направление в рамках общей этики, учитывая изменяющийся, конкретно-исторический характер представлений о добре и зле, о гуманизме.
Таким образом, сложные и противоречивые проблемы, которые встают перед современной наукой в связи с человеком, в том числе, проблемы этики, не могут быть решены, лишь исходя из логики и этики самого познания. Требуется соотнесения их с более широко понимаемыми социальными целями познания, общими этическими ценностями. То есть, возникает вопрос о критериях истины в этическом познании.
Современная философия активно участвует в процессе познании мира, во многом формируя упомянутые этические критерии. Главный признак, отличающий философское познание от научного, состоит в том, что философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла и основу для формирования этических критериев истинности, а наука познает бытие вне человека, отрешенно от него.
Можно сказать, что философия преодолевает отчуждение человека от бытия и отчуждение бытия от человека. Таким образом, одним из путей к истине в этическом познании является отсутствие объекта познания как такового. Здесь подразумевается отказ от объективации - познание, исходя из человека и его широких связей с окружающим миром.
Этическое познание призвано видеть смысл в познаваемом объекте, когда в нем отсутствует предметность. Такое познание, по большей части, достигается путем понимания. Понимание в естествознании преследует ту же цель, что в гуманитарных науках и искусстве: постижение в знании, преподнесенном либо в логической, либо в образной форме бытийно-событийных структур, являющихся основной предпосылкой начала процесса мышления, сущностного аспекта объекта познания и т. д. [2, с.20]. В понимании в контексте естественнонаучного способа познания, в отличие от гуманитарного познания, большее значение имеет не процесс понимания, а сам его результат.
Г.И. Рузавин, освещая методологию научного познания, противопоставляет понимание и объяснение: «Понимание же дает возможность постигать особенное и неповторимое в явлениях жизни, а это имеет существенное значение для достижения духовной жизни, например, искусства, где мы ценим частности ради них самих и больше обращаем внимание на индивидуальные особенности произведений, чем на их сходство и общность с другими произведениями» [1, с.204]. Следуя логике автора, метод этического познания можно отождествить именно с пониманием объекта.
Из этого можно сделать вывод, что четкие критерии истинности в этике познания, как таковые, отсутствуют по той причине, что окружающий мир для познающего субъекта в вопросах этики познания должен быть его собственным внутренним миром, и в этом случае этическое познание будет иметь самообусловленный характер.
ЛИТЕРАТУРА
•1. Рузавин Г.И. Методология научного исследования - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 317 с.
•2. Скурту Н.П. Искусство и картина мира. - Кишинев: Штиинца, 1990. - 86 с.