XIV Міжнародна наукова інтернет-конференція ADVANCED TECHNOLOGIES OF SCIENCE AND EDUCATION

Русский English




Научные конференции Наукові конференції

к.ф.н. Дулин П.Г., к.ф.н. Ковалевич В.В. ПОТЕНЦИАЛ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В КОНСОЛИДАЦИИ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА

к.ф.н. Дулин П.Г., к.ф.н. Ковалевич В.В.

Николаевский гос. ун-т им. В.А. Сухомлинского

ПОТЕНЦИАЛ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В КОНСОЛИДАЦИИ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА

  Актуальность темы обусловлена рядом взаимосвязанных факторов и обстоятельств. Проблемы совершенствования демократических и социальных институтов, системное реформирование украинского социума, совершающего переход от тоталитаризма, - требуют осмысления в контексте целостной концептуальности механизмов консолидации, как предпосылки формирования организованного общества. Общим знаменателем этих проблем стали бездуховность, аномия, криминализация общества, девиантное и деликвентное поведение, конфликты и расколы, разногласия и противоречия.

Малоизучен потенциал духовных ценностей в консолидации украинского общества.  Последнее может быть осмыслено с позиций постнеклассической рациональности и синергетической методологии как нелинейное развитие, допускающее взаимоисключающие перспективы - прогресс и процветание или новые фатальные опасности. Такая рефлексия позволит методологически и теоретически обосновать новые стратегии, тактики и императивы управления, которое трансформирует мировоззрение и идеологию, т.е. перестроит сознание как рядовых граждан, так и управленцев, способствуя: а) сохранению самобытной, экзистенциальной идентичности украинского общества; б) рефлексии того, как сделать социальные инновации гуманитарно выдержанными; в) интеграции общества.

 Государственная независимость Украины стала историческим фактом, в результате которого общество приобрело качественно новые: а) источники и движущие силы этнокультурной интеграции; б) благоприятные условия и возможности для всесторонних демократических преобразований, развития прав и свобод граждан, повышения их уровня жизни, которая должна улучшаться для всех. Определённое время независимость была объединяющей идеей, которая оставалась актуальной, пока независимость не стала реальностью. Сегодня необходима свежая идея, мобилизующая общество на создание качественно нового уровня жизни.

В решении проблемы консолидации достигнут определённый прогресс. Наличествует ассортимент товаров и услуг, который сменил тотальный дефицит при колоссальном избытке денег, и создал стимулы работать и зарабатывать. Наметились контуры: а) демократизации и гласности, б) рождающегося среднего класса, в) свободы - слова, печати, вероисповедания, информированности, передвижения, операций с недвижимостью. Утверждается плюрализм, актуализировавшийся в различных формах собственности, официальной оппозиции власти, альтернативном образовании и медицинском обслуживании, формирующихся политпартиях. Последних, впрочем, формально около 100, но их членами является менее 1% взрослого населения страны. Снята острота транспортной, жилищной и продовольственной проблем. Обозначились тенденции роста темпов экономического развития и уровня благосостояния граждан, возрождается религия и церковь. Сохранён социальный мир. Но как писал святой отец Григорий Богослов: «Лучше брань, чем мир, удаляющий нас от Бога». Или как писал преподобный Амвросий Оптинский: «Не имеешь добродетелей - терпи скорби», состоящие в деморализации общества и унижении человеческого достоинства.

Между тем, вся история культуры была борьбой за фундаментальную общечеловеческую ценность, артикулированную ещё в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, - человеческое достоинство, которое в контексте мировой эволюции имеет чёткое и конкретное содержание: экономическое, политико-правовое, гуманитарно-культурное, секулярное и религиозное. Основными ингредиентами достойной жизни, основанной на уважении человеческого достоинства, являются: достаточность доходов, гарантирующих доступность комфортного и добротного жилья, сбалансированного питания, полноценного отдыха, первоклассного медицинского обслуживания и элитного образования, широких перспектив для профессионального роста и саморазвития, в т.ч., возможности общаться и обучаться на родном языке, и т.д.

Человеческое достоинство - базовая экзистенциальная ценность. Всё, что работает на первое - объективно консолидирует общество. И наоборот: всё, что умаляет человеческое достоинство любого отдельного гражданина, - разобщает общество, создаёт в нём очаги дискомфорта, нестабильности и напряжённости. 75% украинской молодёжи и 45% людей старшего поколения считают человеческое достоинство приоритетной ценностью современной жизни.

Одна из первоочередных задач в процессе реформирования общества, заключается в том, чтобы: 1) скорректировать существующие социальные проекты, программы и механизмы их реализации таким образом, чтобы приоритетность "права человека" как духовной ценности стала безусловной и однозначной; 2) юридически гарантировать гражданам Украины всё, что касается вышепоказанной достойной жизни (возвышающей человеческое достоинство) и строго придерживаться законности. Последняя как фундаментальная духовная ценность гражданского общества и правового государства, охраняющая человеческое достоинство, объективно консолидирует социум.

         Выбор социальной парадигмы начинается с разрушения старой ценностно-нормативной системы (ЦНС). Общество, осуществляющее такой выбор является переходным, а его ЦНС - аномичной, т.е. безнормной. Вместе с тем, в условиях аномии кристаллизуется новая ЦНС на основе особенностей индивидуальных ценностных ориентаций. Общая направленность социальных трансформаций зависит от ценностных приоритетов разных социальных групп и слоёв населения, участвующих в общественных выборах.

Занять достойное место в мировом сообществе Украина сможет, в первую очередь, задействовав собственные уникальные и самобытные механизмы жизнетворения, для которых чужой опыт имеет значение лишь уроков истории. Поэтому важно в процессе реформирования украинского общества органично взаимодополнять наследие традиционной православно-славянской культуры с достижениями развитых демократических стран. Прежде всего, в плане формализации и рационализации жизнедеятельности. Интеграция в мировое сообщество актуализируется для Украины как желание её народа создать эффективное демократическое и организованное общество, в котором бы жизнь улучшалась для всех. Для создания качественно нового социума необходимо: чётко определить базовые потребности его граждан и модель их удовлетворения; наличие идеологии как инструмента энергетики новых действий. Деилогизация общественного бытия в первые годы независимости не способствовала консолидации украинского общества. Была принижена роль и значение фундаментальной народной идеи, суть которой одна - все народы  стремятся жить в мире, благополучии и достатке.

Цивилизованная гуманистическая народная идея как основа консолидации позитивно обосновывает: братство народов, населяющих страну;  основное право человека - право на благоприятные для жизни, здоровья и достатка - среду. Именно реализация этого права является мерилом самодостаточности экономики, политики, социальной сферы. Теоретически, консолидация - это согласие, т.е. здоровые интегрирующие тенденции в массовом поведении и общественной мысли и центральный фактор эффективности любого социального действия, которое требует коллективного разума или стимула. Для развитого общества характеристика консолидационных процессов является главнейшим интегральным показателем качества жизни его граждан. Концептуально консолидация как коллективная реакция населения на то или иное событие, явление, ситуацию, идею, имеет разные измерения. Например, важным фактором консолидации народа является соборность Украины, т.е. духовное единство всех её частей, преодолевающее объективную культурно-историческую разнородность (геополитическую, этнокультурную и религиозную) регионов страны.

Наиболее перспективным направлением самоидентификации украинского общества являются - время (эпоха) и культура, т.е. рефлексия  в ценностных координатах. Важным аспектом этого процесса является ассимиляция  гражданами и социумом ценностей подлинной демократии и преодоление общественной аномии. Украинское общество определяется относительно единой, целостной, развёрнутой и главное - реалистической программы развития на переходный период и перспективу, позволяющей чётко сформулировать цель и механизм трансформации к обществу гражданскому. Наличие развитого последнего является главным гарантом безопасности, благополучия и достатка человека.

Наиболее полной, корректной и адекватной философско-методологической стратегией перехода к гражданскому обществу является концепция «Организованного общества», активно развиваемая в последние годы, например, профессором В.П. Андрущенко [1]. К такому обществу Украину «подводят» мировой опыт преодоления кризисов и глубокая внутренняя социокультурная и историческая традиция, в основе которой - созидание, гармония и порядок - жизненный корень цивилизованного развития человечества.

Здоровая, эффективно функционирующая экономика - это фундамент, гармонизирующий все подсистемы стабильной и сбалансированной динамики общества.  Сегодня из ресурсов устойчивого экономического развития Украина имеет - землю, природные ресурсы и людей. Первостепенными экономическими проблемами украинского социума являются: конкурентоспособ­ность отечественных товаропроизводителей; обновление производства, снижающее энергозатраты; усиление энергетической независимости страны; инфляция. Решение этих проблем путём демократизации, динамизации и гуманизации экономики обеспечит: повышение наукоёмкости ВВП и реальных доходов граждан на основе роста производительности труда; достижение европейских стандартов образа и качества жизни; ценовую и макроэкономическую стабильность; детенизацию экономики; активизацию ресурсов и потенциала регионов. Экономика является необходимой предпосылкой консолидированного и поступательного развития, т.е. средством для максимальной духовной актуализации и самореализации. Поэтому духовную сферу правомерно исследовать не только как надстройку, но и как базис общественного и личностного бытия, имеющий объективный потенциал для саморазвития.

Ценности - это смыслообразующие основания бытия, задающие направленность и мотивированность человеческой жизнедеятельности и конкретным поступкам. Консенсус в обществе предполагает существование разделяемых всеми общих ценностей, которые объективируются культурой или задаются трансцендентально, становясь внеисторическими инвариантами жизни как абсолютные, самодостаточные и безусловные сущности. Ценности граждански зрелой, компетентной личности, строятся на профессионализме, ответственности, добропорядочности, милосердии, совестливости, альтруизме, добротолюбии. Религиозно-философ­ские системы разработали и сформировали общечеловеческие ценности, которые интегрировались как универсальные, т.е. такие, которые правомерно рассматривать и как Богом данные, и как подлинно гуманистические, выстраданные общественным развитием. Их смысл прост и неисчерпаем - Вера, Любовь, Надежда, Истина, Добро, Красота, Справедливость, Единство, Гармония, Порядок, Мир, Благополучие и Достаток.

Духовные ценности - это сформированные критической селекцией проявления человеческого духа, составляющие совокупность общественно и личностно значимых форм общественного и индивидуального сознания, подсознания и самосознания. Духовность - это механизм бытия человека, функционирующий и развивающийся в ценностном поле, а проблема духовных ценностей составляет коренной вопрос современного философского дискурса.

Поскольку личность в современном гражданском обществе всё более актуализируется в качестве главного субъекта истории, проблема духов­ности характеризуется активным поиском новых императивов. Так,  наши предки видели материнское начало жизни в истине и премудрости. Это возвращает духовные искания наших дней к теме мудрости, к идее ума, настоянного на совести. В этой идее существенную роль приобретает стимул деятельности, который обозначают принципом реши­мости. Он характеризует способность отчётливо представлять все логические следствия из возникающих проблемных ситуаций даже тогда, когда самообман кажется более желаемым результа­том, нежели горькая правда. Реши­мость, интеллектуальное мужество и позволяют преодолевать ситуации предпочти­тельности абсурда в экзистенциальных дилеммах.

Базисный характер для понимания духовности имеет христианское триединство «Вера - Надежда - Любовь». Вера - это способ преодоления, вечно висящей над субъектом угрозы относительности и путь формирования в нём того, что не отменяется смертью. Любовь - это: 1) средство преодоления одиночества, переживания уникальности другой личности; 2) способ прерывания цепи зла через замену мести чувством понимающей любви, готовой к добровольному жертвенному служению; 3) фактор формирования личности, развития её духовности, прорыва повседневности и выхода к первоосновам жизни. Надежда - это сердцевина христианской духовности. Она символизирует преодоление Богооставленности, благодатный настрой духовности переживаний, смягчающий удары судьбы. В терапии человеческой боли и страдательной конечности жизни надежда трансформируется в сверхнадежду на возможность невозможного, т.е. чуда. Она проявляется как позитивное ожидание грядущего и возможного, как форма субъективного очищения, приобщения к вечному и возвышения над хаосом. Смысл надежды - это гносеологический оптимизм, утверждающий реальность будущего для человека, осмысленность его деятельности, досягаемость цели, посюсторонность идеалов, способность видеть себя в «зеркале вечности». Уверенность в том, что наши усилия не бесцельны, а цели - принципиально реализуемы, позволяет рационализировать деятельность по превращению "сегодня" в "завтра", войти в которое возможно и необходимо на доступных пониманию, т.е. разумных и справедливых основаниях.

С.Л. Франк, например, обосновал, что такими основаниями являются имманентность человеку индивидуального самоопределения в мире, через его личное ответственное участие за происходящее с ним и вокруг него. Тем самым он отстаивал ценности гражданского общества, в котором личность соразмерна и сопряжена Богу, неразрывно свя­зана с Ним. В свою очередь, Бог сроден человеку, Он выступает транс­цендентным "гарантом" его бытия. Различные роды последнего доказывают всеединство, которое субстанциально и характеризует всеобщую взаимосвязь, системно-структурную организованность духовно-органического целого, его Божественную первооснову. Чтобы сформировать и сохранить граждански зрелую, т.е. компетентную, ответственную и социально активную личность, не­обходимо вернуться к христианским истокам европейской культуры. Общество, согласно Франку, - соборное единство, которое обеспечивает консерватизм и преемственность жизни, реализуя обычаи, нравы, нормы и порядки, поддерживающие стабильность. Преодолеть посттоталитарное советское состояние возможно только в духовном единстве на основе православия, которое традиционно являлось существенной действенной культурно-исторической связью, обладающей мощным консолидирующим потенциалом.

Цивилизованное, демократическое законодательство в Украине только формируется. Высот правопонимания, т.е. необходимой и достаточной правовой культуры, развитого правосознания и демократического правопорядка современное украинское общество пока не достигло. В нём приоритет закона ныне не стали  реальною нормою, а «открытое общество» не является ближайшей перспективой. Украинское общество только формирует адаптированные к отечественным реалиям механизмы, пути, способы и императивы, благодаря которым цивилизованный мир уже перешёл от бесправного человека к человеку, имеющему права. Такому формированию будет способствовать создание целостной концепции социальной сущности права, которая отразит генезис правовых ценностей, исчерпывающе их классифицирует и покажет практические возможности перехода общества к качественно новым правоотношениям и правопорядку. Архитектонику этой концепции могут составить: естественное и «живое» право народов Украины, опирающееся на - самобытные обычаи, нравы, традиции и нормы, общечеловеческие духовные ценности и ценности правового государства, на которых построены правовые системы развитых стран.

Стратегия формирования демократического правопо­рядка и преодоления дисфункций в работе права как социального института представляется следующей: постоянное политико-юридическое просвещение и образование граждан; создание адаптированного к европейскому законодательства, которое обеспечит: а) верховенство закона; б) независимое правосудие; в) фокусировку на гуманистических идеалах и ценностях.

Такая фокусировка составляет основной смысл проводимой Конституционной реформы: создать реальные механизмы функционирования ответственной перед избирателями власти. Стабильность законодательства в лице Основного Закона - это фундамент стабильности и цивилизованности государства. Разумная стратегия к сближению и объединению интересов различных социальных групп - добрая воля законодательно закреплённых компромиссов. Такая добрая воля формируется системой образования и воспитания: персональная гражданская ответственность и уважение к законам.

Исключительно актуальна в современной Украине задача движения к правовому государству, максимально гарантирующему естественные права личности. При известной академичности идеи-теории «правового государства», она ценна сво­им рациональным зерном - максимальными судебными гарантиями естественных прав личности че­рез автоматизм действия законов. Цель правового государства - это расширение прав личности, совершенствование конституционно-правовых механизмов их реа­лизации и защиты. В правовом государстве функционирует конституционное правление и закреплены права и свободы человека, существует достаточно развитая и непротиворечивая правовая система, реальное разделение децентрализованной власти, эффективная судебная защита, развитый социальный контроль политики. Истинная демократия всегда опирается на силу права и закона. Украинские реформы необратимы как акт многопланового политико-юридического отрезвления, которое ставит общество в нормальное отношение к наиболее продуманным, конструктивным и идеальным воззрениям, выработанным прошлым. Таковыми являются гражданское общество и правовое государство. Системное реформирование социума лишь правильно расположило граждан по отношению к правовой проблематике, породило установку на юридическую цивилизованность.

 Для цементирования такой цивилизованности необходимо: формализовать процедуры влияния граждан на депутатов всех уровней; создать чёткие законы: а) регулирующие взаимодействие госинститутов с общественными организациями; б) гарантирующие приоритет прав и свобод граждан для любых должностных лиц; в) обеспечивающие - экономический рост, демократизацию жизни, многовекторность внешней политики и строительство гражданского общества. Для практической реализации последнего важно:  разработать понятную и приемлемую большинством народа стратегию общественного развития, на основе которой обеспечить системность и преемственность управления;  кардинально реформировать правоохранительную систему; преодолеть социальную пассивность граждан, т.е. инкорпорировать их в работу институтов формирующегося гражданского общества; создать эффективные системы  социальных гарантий и защиты, гуманизирующие и консолидирующие общество.

Мощным фактором объединения является религия. Религиозная жизнь современного украинского общества характеризуется пятью основными особенностями.

1. Наибольшим объединительным потенциалом обладают ценности православия, которое является одним из столпов народной идеи. Жизненность и эффективность украинского общества в его самобытности, основанной на православно-славянской ментальности. Возрождение и культивирование истинного православия является главной и объективной тенденцией объединения народа Украины религиозными ценностями, если последние рассматривать как реальную стратегию консолидации общества. Несмотря на секуляризацию и раскол в украинском православии, обусловленные объективными и субъективными причинами, оно является неотъемлемой составной частью Вселенской Православной Церкви и его стратегия остаётся неизменной - объединение и солидаризация народа Украины. Киевская Митрополия, учреждённая со времён крещения Ки­евской Руси, и по сей день является бесспорным и единствен­ным духовным центром Украины, где полноценно окормляются пра­вославные христиане. Свыше тысячи лет эта Митрополия соединена не­разрывными духовными связями со всей Полнотой Вселенского Пра­вославия - и в этом её духовная сила и непоколебимость. Святая Русь - это не умозрительное понятие и не просто часть нашей истории. Это и наша современность.

2. Значительным консолидирующим потенциалом обладает  формирующийся украинский конфессиональный плюрализм, являющийся существенным историческим фактором формирования новой культуры народа Украины. Его миссия - объединить и укрепить социум нравственно и духовно. Здоровая (не фанатичная) религиозность большей части общества является одним из гарантов социального мира, согласия и стабильности.  Диалогизм, соотносимость, взаимосвязанность - характерные признаки глобализирующегося мира. Эти черты интерполируются и на теистические религии, распространённые в современном украинском обществе и объективно выполняющие свою посильную консолидирующую функцию.

3. Постмодернизм, неорелигии и либерализм разобщают социум и посягают на его гуманитарную и политическую безопасность. Так, первый доказывает, что религия утратила свою онтологичность и место абсолютной ценности в культуре и предлагает - похоронить гомогенную конфессиональную среду и каноническое православие, в частности.

         4. Одна из главных причин кризиса духов­ности в современном украинском обществе коренится в существенной подорванности, ослабленности православной веры. Духовный путь православного христианина, его судьба в земной жизни и в вечности определяется его верностью Богу. Возрождение православия невозможно без личного духовного подвига смирения и покаяния, которые требует в первую очередь жертвенного служения, т.е. веры трансцендентной.

5. Евроинтеграция может привести к дальнейшей секуляризации религиозного сознания украинского общества и свестись к агрессивному экспорту либерализма. Сближение Украины и Европы - это, прежде всего развитие региональной демократии и культуры. Основой оптимальной региональной политики, активно продвигающей украинский социум в цивилизованный мир, может стать исторически обоснованная, фундаментальная и самобытная православная идея и ценность, имеющаяся в арсенале отечественного общественного сознания, - «со­борности».

Чтобы инновации были гуманитарно-созидательными и сбалансированными, необходима эффективная и адекватная программа обоснования гуманитарных норм, демонстрирующая их значимость и действенность. Поскольку ценности закладываются и формируются гуманитарностью (добротолюбием), программа гуманогенеза ценност­ных абсолютов представляется наиболее адекватной. Эта программа ассимилируется воспитанием, посредством которого постигается система императивных глобальных целей: Совершенство, Истина, Красота, Порядок, Благоденствие, Спасение. Последние, приобщая к идеальному, являются локомотивами практики, в которой аксиологизм, как цивильно регулированная свобода гуманитарного созидания, - наиболее полезен и необходим.

Объединить и укрепить украинское общество безальтернативным (категоричным) набором абсолютизированных или отобранных по политической целесообразности  факторов, - утопический проект.  Архитектонику реалистического проекта или модели этого процесса могут составить - самобытность, опирающаяся на православные и славянские традиции, верховенство закона, многовекторность международных связей и отношений, и самодостаточность в преодолении маргинальности и аномичности.

Фундаментальные ценности философии истории постнеклассической рациональности - свободный индивидуальный выбор, творчество, ответственность, зрелая гражданственность, сознательность, компетентность, порядок, единство, справедливость и стабильность, - только  цементируются в транзитивном современном украинском обществе. В нём формируется динамич­ный порядок, основанный на оптимальной, адекватной, конкретной и самобытной модели демократии. Деструкция устаревших смыслов и значений, их переосмысление и создание новых - главная функция динамичного социума с разнонаправленными ценностными процессами. Отсюда - нелинейность развития и актуальность синергетической методологии для его анализа.

Синергетика как научная парадигма самоорганизации и нелинейности - сформировала новый стиль научного мышления, язык которого позволил артикулировать условия, факторы и механизмы устойчивого, сбалансированного развития, организованного и консолидированного социума, в котором Богоподобный человек строит свою жизнедеятельность по законам Веры, Надежды, Любви, Права, Истины, Добра, Красоты, Гармонии и Порядка. Солидный теоретико-методологический потенциал синергетики пока существенно не задействован в социальном строительстве. Современное украинское общество, как и всякая открытая нелинейная структура,  хаотизированная на уровне элементов социоприродная система, описывается рядом фундаментальных идей, в частности: 1) гетерогенное общество гармонизируется разнообразием; 2) эволюция существенно детерминирована будущим, на котором и строится адекватная стратегия развития; 3) каждый человек ответственен за судьбу всего общества и всех его подсистем; 4) общество имеет особый, т.е. самобытный темп эволюции. Западной Украине более соответствует либерально-католический темпомир ЕС, а Юго-Восточной Украине - православно-славянский темпомир СНГ. Гармонизация и балансировка этих соответствий может состоять в предоставлении регионам свободного и самостоятельного выбора наиболее комфортного для них темпомира.

Императивы системно-космической парадигмы актуализируют конкретные образовательно-воспитательные задачи, главной из которых является воспитание религиозности, т.к. Вера созидает личность. Так, например, идеи восточнохристианской патристики, послужившие основанием философии космизма, полноценно могут формировать современное экологическое сознание. Практическая реализация обществом экологических императивов возможна на фундаменте православных ценностей, которые допустимо интерпретировать как онтологические основания экологии и эколитургический проект, осуществляющий первичные кенотические интерсубъективные отношения. Социализируя личность, образование объективно детерминирует будущее общества, готовя успешных профессионалов. Перспектива общенародной консолидации на ближайшие 10-15 лет может реально актуализироваться массовым утверждением ценности профессионализма. В этом проявится адекватная социальность всех, чей профессионализм необходим для реформирования социума на фундаменте добра, законности, справедливости, порядка, честности, морали. Высшая школа формирует стратегическую настройку на профессионализм и успех на длительную перспективу. Формирование и воспитание успешного профессионала требует качественно новой гуманитарной подготовки, в которой преобладает вариативность. Вузовская гуманитарность должна фокусироваться на духовных ценностях организованного общества, социального и правового государства, православия. Именно эти ценности реально консолидируют людей, стремящихся к успеху посредством профессионализма, высокой нравственности и духовности, основанной на христианском благочестии. Качественное высшее образование может быть только концептуально альтернативным, принципиально самобытным и гуманитарно разнообразным, т.к. именно вуз формирует компетентного и ответственного гражданина, яркую всесторонне развитую гармоничную личность, владеющую эффективной системой общечеловеческих ценностей.

Связь политики с жизнью осуществляется посредством фундаментальных социальных констант и гуманитарных абсолютов - самоуважение, долг, честь, совестливость, гражданский мир, достоинство человека, благоденствие социума, реализованные возможности личности, совпадающие с максималь­ной социальной свободой, с партнёрским со­существованием людей в открытом и организованном об­ществе - таковы высшие ценности антропологически выверенной политики, которая соответствуя экзистенциальным ценностям, должна уравновешивать реформаторство и народную волю. Питаемые здравым смыслом, обозримые, конкретные коренные улучшения, - вот подлинные рычаги народоправной политики, представляющей собой эволюционный механизм прагматического согласования интересов. Символами главных значений культуры, которые доминируют в общественном сознании и интегрируют украинский социум в единое целое, являются: безопасность, духовное наследие, благополучие, международные связи, патриотизм, социальная справедливость. Вместе с тем, в обществе вырабатываются и новые общие для всех регионов культурно-идеологические ценности, например, полиэтничность и мультикультурализм, с которыми оно идентифицирует себя в качества единой гражданской нации.  

Наиболее высокий консолидирующий потенциал моральных ценностей ассимилирован перфекционистской нормативно-этической парадигмой и рестриктивной концепцией морали, непосредственно связанной с идеей Христианского Бога. Высочайшую себестоимость этой идеи традиционно выражало в украинском обществе христианство, являющееся выразителем, хранителем и носителем подлинной духовности. Полноценно возродив эту религию, общество постепенно возродит христианскую этику (как наиболее адекватную опыту самой морали), которая станет наряду с правом реальным гарантом демократического реформирования социума.

Значительный объединительный потенциал эстетического существенно не задействован в современном украинском обществе, в котором только создаются необходимые и достаточные условия, актуализирующие максимальную степень индивидуализированности и свободы. Красота, Вера и Нравственность составляют основание культуры, которую правомерно понимать, как «боковые побеги культа». Объединительный потенциал этих ценностей не иссякаем. Нынешний украинский социум находится в процессе поиска адекватных и эффективных механизмов для их воспитания и освоения, направленных на формирование здоровых и разумных потребностей, соответствующих гуманоцентристской ментальности организованного общества.

Выводы. Большинство традиционных духовных ценностей заключает в себе позитивный (конструктивный) консолидирующий потенциал, который возможно актуализировать посредством грамотных управленческих технологий и практических действий.

 Наиболее высокий консолидирующий потенциал содержат ценности: права и правового государства, организованного и гражданского общества, православия и соборности, личностно-гуманитарные, человеческого достоинства, семьи, воспитания и образования, экологические, пацифизма, социальной памяти, языка, демократии, социализма, федерализма, регионализма.

 Современный украинский социум больше всего нуждается в строжайшей законности, порядке, дисциплине и ответственности, т.е. верховенстве права. Поскольку большинство верующего населения Украины - православные, постольку именно ценности православия, могут и должны выполнить свою релевантную созидательно-консолидирующую функцию, которая предполагает преодоление раскола в украинском православии. Последнее сохраняет нашу культурную идентичность и является одним из основных каналов связи с остальным православным и славянским миром.

Каждый гражданин имеет право на всё, что не нарушает и не ущемляет прав других граждан - такова фундаментальная цивилизационная максима, лежащая в основе философии консолидации. Любые мотивы и решения будь каких общностей - вторичны по отношению к правам даже одного человека. Ключевой ценностью этой философии является «право человека». Современный западный мир - завоевал (добился, выстрадал) незыблемое право на достойную жизнь, т.е. такое её качество, которое возвышает, защищает и укрепляет человеческое достоинство, развивая личность. Народ Украины это право, смысл которого в том, что жизнь должна улучшаться для всех, только завоёвывает, постигая азбуку его обретения.

Нетрадиционные ценности, например, неорелигий, постмодернизм, либерализм заключают в себе деструктивный потенциал, разобщающий украинское общество.

Литература:

1. Андрущенко В.П. Організоване суспільство. Проблема організації та суспільної самоорганізації в період радикальних трансформацій в Україні на рубежі століть: Досвід соціально-філософського аналізу. - К.: ТОВ «Атлант ЮемСі», 2005. - 498 с. - Бібліогр.: с. 499-502.

 


Залиште коментар!

Дозволено використання тегів:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <em> <i> <strike> <strong>