XIV Міжнародна наукова інтернет-конференція ADVANCED TECHNOLOGIES OF SCIENCE AND EDUCATION

Русский English




Научные конференции Наукові конференції

Макшанцева И.М. СОДЕРЖАНИЕ, ИНТОНАЦИИ РОК - ПЕСНИ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

И. М. Макшанцева

Луганский государственный институт культуры и искусств

СОДЕРЖАНИЕ, ИНТОНАЦИИ  РОК - ПЕСНИ  И  ЕЕ  ОТРАЖЕНИЕ  В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ  ТРАНСФОРМАЦИИ

       Рок-культура рассматривается как социокультурный феномен, наиболее адекватно передающий внутренние интенции процессов модернизации в духовной сфере. В процессе исследования применялись различные методы: анкетные опросы, интервью, тесты, анализ образной структуры рок-песен и т.п. Особенно интересные результаты давал анализ содержания текстов рок- песен.

       Любой вид искусства всей совокупностью своих выразительных средств добивается выражения эмоционального состояния, используя интонацию для выражения своих значений. То есть интонация - это существенная черта, характеризующая общественное и индивидуальное сознание.

       Интонацию рок-песне задает, прежде всего, содержание говорящее о людях в конкретной жизненной обстановке. Если же песня насыщена символами, то они часто связаны с живыми объектами природы - птицами, рыбами, животными и признаками городской среды. Приведенные символы означают ощущение судьбы, жизненных препятствий, увеличение самосознания, пройденного пути.

        Мир рок-песни модулирует реальное нравственное сознание молодого человека, жизненное многообразие, в котором множество оттенков хорошего и плохого. В рок-песне осуществляется разведка  новых форм подготовки человека к изменяющейся социальной реальности, поиск отправных точек нравственного сознания. Песня является как бы мысленным экспериментом, моделью той или иной жизненной позиции: серьезное отношение к жизни, социальным проблемам; созерцательно-исследовательское отношение к окружающей среде; пессимистическая оценка перспектив решения своих проблем;  ироническая интерпретация реальности.

          Песни на социальную тематику, прежде всего, антивоенные и экологические - проникнуты страстной прямотой и тревогой. Есть песни, иллюстрирующие те или иные социальные противоречия: коррупцию, социальные различия между крупными и маленькими городами, имущественные различия между людьми и др. Рок-песня говорит о социально-политических и нравственных проблемах, стремясь придать им личностную интерпретацию. Дух преодоления судьбы, активное творчество жизни, тревога и пессимизм - вот типичные темы и интонации песен. Характерно стремление сформировать стратегически нацеленное на всю жизнь отношение к себе, к миру, к окружающим людям.

        В ситуации двоесмыслия, характерной для 70-х годов, наиболее адекватным духовным документом эпохи становились искренние монологи, в музыке находящие свое выражение в стиле рок, который встретил жесткое противодействие со стороны официальной культуры и традиционалистов. В начале 80-х универсальным увлечением снова становится рок-музыка. Понятность, злободневность, занимательность текстов, эмоциональная музыка и исполнение делает этот жанр популярным. Создалась существенная диспропорция между структурой предпочтений и структурой предлагаемой средствами массовой коммуникации музыки. Таким образом, мы находим, что трансформация рок-музыки в социуме - это процесс приобретения обществом новых черт, соответствующих требованиям времени. Происходят изменения в жизненных стандартах, образцах поведения и потребностях.

Литература:

•1. Алексеев А. Кто есть кто в российской рок-музыке / А. Алексеев. - М. : Аст. Астрель. Транзиткнига, 2006. - 234 с.

•2. Козлов А. Рок-музыка: истоки и развитие / А. Козлов. - М. : Знание, 1990. - 65 с.


Залиште коментар!

Дозволено використання тегів:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <em> <i> <strike> <strong>