XIV Міжнародна наукова інтернет-конференція ADVANCED TECHNOLOGIES OF SCIENCE AND EDUCATION

Русский English




Научные конференции Наукові конференції

Панченко Е.В. РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

Панченко Елена Викторовна, концертмейстер

Луганский государственный институт культуры и искусств

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

Концертмейстерская деятельность является наиболее распространенной формой исполнительства для пианиста. Концертмейстер необходим буквально везде. Работа концертмейстера  - важная составляющая часть общего огромного процесса гармоничного развития личности. На первый взгляд может показаться, что эта работа не сложна, концертмейстер всегда на  втором плане, но далеко не каждый соло - пианист может стать хорошим концертмейстером. Игра в ансамбле - это, прежде всего умение слышать, то есть работать в унисон, что доступно далеко не каждому. Даже самый лучший  пианист не достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента.   Искусство концертмейстерства очень тонкое. Это двойная ответственность по сравнению с соло  выступлением. Концертмейстер - проводник, связующее звено между учеником и педагогом, между начальным этапом ознакомления произведения и исполнением этого произведения в концертном виде. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение, как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений. Концертмейстер должен  быстро осваивать музыкальный текст, читать с листа фортепианную партию любой сложности, при этом понимать смысл воплощаемых в нотах звуков.  Аккомпанемент - это  более сложное явление, чем исполнение сольных фортепианных произведений. Помимо высокохудожественного исполнения фортепианной партии, возникают задачи чисто ансамблевого характера. Играя аккомпанемент, необходимо  ясно представлять партию солиста  и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому его выражению. Внимание концертмейстера - это внимание совершенно особого рода. Оно многогранное: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту - главному действующему лицу.  Слуховое внимание занято звуковым балансом, звуковедением у солиста. Так, при аккомпанементе скрипке сила звука фортепиано может быть больше, чем при аккомпанементе альту или виолончели. Особую сложность представляет аккомпанемент контрабасу. Звучание контрабаса в низком регистре находится на пределе возможности слуховой дифференциации и поэтому требует от пианиста осторожного исполнения басов. При аккомпанементе духовым инструментам следует учитывать возможности аппарата солиста, принимая во внимание моменты взятия дыхания. Сила, яркость фортепианного звучания при аккомпанементе трубе, тромбону, флейте, кларнету может быть больше, чем при аккомпанементе гобою, фаготу, валторне, тубе. Ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного замысла.   Важно кроме аккомпанемента знать  сольную партию. Хорошо аккомпанировать концертмейстер может лишь тогда, когда все его внимание устремлено на солиста  когда он не только  пропевает "про себя" вместе с ним каждый звук, но и предчувствует  заранее что и как будет исполнять партнер. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил.

         Во время работы пианисту-концертмейстеру приходится  знакомиться с произведениями совершенно разнообразными по стилю и жанрам, поэтому знание истории музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы верно отразить стиль и образный строй произведений, является неотъемлемой составляющей  в работе концертмейстера.

Кроме выше указанных качеств, концертмейстер должен обладать мобильностью, и быстротой реакции. Он обязан в случае, если солист на концерте или экзамене перепутал музыкальный текст,  не переставая играть, вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца. Опытный аккомпаниатор поможет снять  волнение и нервное напряжение солиста перед  выступлением. Лучшее средство для этого - сама музыка: особо выразительная игра аккомпанемента. Творческое вдохновение передается партнеру и помогает ему обрести спокойствие. Воля и самообладание - качества необходимые в концертмейстерской деятельности. Установить творческий, рабочий контакт  с солистом - задачи очень важные, но  кроме этого нужен еще и контакт чисто человеческий, духовный. Поэтому в работе концертмейстера с солистом необходимо полное доверие. Солист должен быть уверен, что концертмейстер  знает его возможности, слабости и достоинства, поможет и поддержит в случае возникновения каких либо проблем во время исполнения. Исполнители ждут от своего концертмейстера не только музыкального мастерства, но и человеческой чуткости. 

Существует мнение, что хороший концертмейстер - это 50 % успеха солиста. Конечно, успех самого солиста зависит от его таланта, от степени его технической школы, от его трудолюбия, целеустремленности, но,  концертмейстер является его большим помощником. Он все время  как бы на вторых ролях:  аккомпанирует солисту, и должен сделать все, чтобы  подать его в лучшем качестве.  Концертмейстер проводит огромную работу, но при этом  не должен выпячивать себя, играть на себя. Хороший концертмейстер должен  всё свое мастерство приложить к тому, чтобы максимально помочь главному действующему лицу - солисту.

Литература:

•1.     Гречишкина Н. Ф. Особенности организации концертмейстерской практики в классах оркестрового и хорового дирижирования.

•2.     Кубанцева Е. И. Концертмейстерство - музыкально-творческая деятельность // Музыка в школе. - 2001. - № 2.

•3.     Моргунова Т. Л. Совершенствование чтения с листа в классе концертмейстерского мастерства.

•4.     Молчанова Т. Містецтво піаниста-концертмейстера.

e-mail: mamabeautiful@rambler.ru

 


Залиште коментар!

Дозволено використання тегів:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <em> <i> <strike> <strong>