Подпишитесь на рассылки о научных публикациях
Сурина Анна Юрьевна
Николаевский университет им. В.А. Сухомлинского
АНТРОПОКОСМИЗМ ДАОССКОЙ ВНУТРЕННЕЙ АЛХИМИИ
Антропокосмизм - это современный принцип, под которым понимается целостная картина мира и человека в космической перспективе (Н.Г. Холодный). В том же ключе, хоть и без употребления данного термина, излагали свои теории такие философы-космисты как Н.Ф. Федоров, К.Э Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и другие. И, хотя названные философы-космисты понимали данный принцип в естественнонаучном ключе, несомненным является древнее происхождение подобных идей, которые проявлялись в истории человеческой мысли в лоне различных религиозных и философских течений, приписывающих космосу одухотворенные формы. Среди них можно назвать буддизм, индуизм, даосизм; некоторые направления античной философии (Пифагор, Гераклит, Платон, неоплатоники); труды некоторых Отцов церкви (Климент, Ориген), христианской гностической философии; каббалистической философии; идеи европейского пантеизма и алхимии и др.
Мы рассмотрим древние антропокосмические проявления на примере теории и практики даосской внутренней алхимии. Даосская алхимия в целом представляет собой особую «науку о бессмертии», разделяющуюся на две ветви: внешнюю алхимию и внутреннюю алхимию. Внешняя алхимия предполагала изготовление эликсира бессмертия в лабораторных условиях. Внутренняя алхимия не имела никакой связи с лабораторными методами, потому что стремилась создать эликсир бессмертия в теле самого адепта из его собственных соков, секреций и энергий, а затем преобразовать этот «внутренний зародыш» в новое бессмертное тело, состоящее исключительно из энергии янь и вследствие этого наделенное чудесными свойствами [2, 107].
Е. Торчинов определил внутреннюю алхимию как комплекс психофозических упражнений йогического типа, практикуемый для создания в теле адепта эликсира бессмертия (бессмертного зародыша), в перспективе - нового бессмертного тела [2, 143]. Теория внутренней алхимии не разделяла психические и физические характеристики человека, что нашло свое выражение в двух аспектах практики: с одной стороны усовершенствование духа через техники визуализации, медитации и т.п.; с другой - усовершенствование тела через гимнастические и дыхательные упражнения [2, 265].
Первым произведением по теории алхимии был трактат Вей Бо-яна «О единении Триады» (II в.н.э.), авторитетный и для внешней и для внутренней алхимии Китая. Наиболее известным является произведение алхимика Ге Хуна «Баопу-Цзы», которое приходится на период расцвета алхимии в целом (VI в.). Около XII в. внешняя алхимия почти полностью дискредитировала себя и заменилась практиками внутренней алхимии. Ведущими представителями внутренней алхимии были Лю Сюань-ин (Лю Хай-чань, X в.), Чжан Бо-дуань (XI в.), Бо Юй-чань (XIII в.), У Чун-сюй (XVII в.). К XVIII ст. внутренняя алхимия также исчерпала себя и пришла в упадок, оставаясь, тем не менее, составной частью религиозной практики даосизма до сегодняшнего дня [2, 272-274].
Важнейшей идеологической предпосылкой возникновения даосских алхимических практик стал принцип, который Кобзев называет гомоморфизмом - подобием микро- и макрокосмов - и который, в соответствии с современной терминологией, можно также назвать антропокосмизмом. Мир и человеческое тело рассматривались как единый комплекс структурных соответствий [1, 189].
Из этой теории, порожденной мифологическим мышлением, даосы сделали важный мировоззренческий вывод: поскольку космос как нечто целостное имеет вечное существование, тело человека, которое является уменьшенным аналогом космоса, также может иметь вечное существование. Нужно восстановить утраченные связи с Дао, чтобы восстановить соответствие человека и космоса, что, в свою очередь, приведет к бессмертию человеческого существа. Для этого нужно следовать «собственной природе» в ее первозданности, соответственно - следовать Дао [2, 260-261].
Можно сказать, что исходными принципами китайской алхимии являются:
1) тезис о единстве мира;
2) тезис об универсальности изменений в мире;
3) тезис о тождественности макрокосма и микрокосма;
4) учение об алхимическом процессе как модели космического процесса, т.е. адепт-алхимик создает миниатюрный космос в себе [3].
Если макрокосм и микрокосм тождественны, то эликсир бессмертия может быть создан в самом себе, т.е. в теле адепта из энергий его собственных пневм, протекающих по его «каналам» - меридианам акупунктуры. Так возникли теории «внутренней алхимии», противопоставлявшейся «внешней алхимии» с ее попытками найти эликсир бессмертия химическими средствами.
На связь между алхимией, ритуалом и космогонией впервые указал К.М. Скиппер, который показал, что этапы вызревания бессмертного зародыша в теле адепта соотносятся со ступенями развертывания Дао-космоса, а парафизиологические структуры тела, в которых пестуется зародыш, соотносятся с первоначальным хаосом, рождающим космос [2, 287].
Исходя из принципа мышления по закону аналогий, очень характерного для китайского религиозного мышления, алхимические символы даосской медитации представляют собой две цепочки синонимических соответствий:
1) Цзин (семенная эссенция, энергия) = Земля = вода = почки = триграмма кань-дерево (посленебесная форма) = триграмма кунь-вода (прежденебесная форма) = свинец = жизненность (витальность).
2) Синь (сердце-разум) = Небо = огонь = сердце = триграмма ли-металл = триграмма цянь-огонь = ртуть = природная сущность (духовность).
Оба ряда, в которых каждый символ или термин объясняется через иное звено цепи, объединяет понятие универсальной энергии ци, пронизывающей все сущее.
Три творческих начала, или «три дара» в даосизме - небо, земля и человек - имеют каждый свои «три источника»: для неба - это солнце, луна и звезды; для земли - это вода, огонь и земля; для человека - это семя (эссенция, сущность), пневма и дух [2, 339]. Таким образом, для даосского алхимика алхимический процесс является ускоренной моделью процесса космического, процесса зарождения жизни во вселенной от брака Неба и Земли.
Можно сделать вывод, что гомоморфность микро- и макрокосмов даосской внутренней алхимии вполне можно сопоставить с современным принципом антропокосмизма как целостности мира и человека в космической перспективе (в даосском случае - в перспективе бессмертной жизни). Исследователи выделяют в общем направлении антропокосмизма главные его ветви - естественнонаучную и трансцендентальную (западно- и восточно- ориентированные). Теория и практика даосской алхимии может считаться примером трансцендентального, восточноориентированного антропокосмизма.
Литература:
1. Кобзев А. И. Теоретические основы китайской медицины // Современные историко-научные исследования: наука в традиционном Китае: Реферативный сборник. - М., 1987.
2. Путь золота и киновари: Даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. - СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007. - 480 с.
3. Торчинов Е. А. Об общности методологических принципов китайской и западноевропейской алхимии // XII ОГК. М., 1981. Ч.1.
E-mail: oriola@mksat.net